Dassault заканчивает проектирование бизнес-джета SMS

Роберт УОЛЛ, Париж
Kомпания Dassault Aviation планирует к концу 2009 года завершить предварительные работы по эскизному проектированию своей следующей модели реактивного делового самолета Falcon. Выход нового продукта на рынок возможен не ранее, чем через 18 месяцев.
"Мы завершаем эскизное проектирование и планируем окончательно утвердить аэродинамическую схему до конца года", — говорит Шарль Эдельстен, президент и исполнительный директор Dassault. По словам руководства компании, аэродинамическая компоновка самолета, известного под рабочим названием SMS (super-midsize), уже значительно изменилась по сравнению с первоначальными эскизными чертежами.
Работы по подтверждению нынешней аэродинамической конфигурации слегка отстают от графика ввиду проблем с продувочными испытаниями. Еще в июне Dassault рассчитывала начать продувки в аэродинамической трубе исследовательского центра ONERA, но авария, произошедшая в Центре буквально перед началом работ по SMS, на время вывела трубу из строя. Dassault к тому времени уже слишком продвинулась в подготовке к испытаниям, чтобы менять место их проведения, и до сих пор ждет, пока труба снова будет пущена в эксплуатацию. Тем не менее руководство компании убеждено, что сможет уложиться в график.
Когда разберутся с этой проблемой, на передний план выйдут другие вопросы — например, выбор поставщиков. Изначально в качестве производителя силовой установки для SMS был выбран Rolls-Royce. Поставщиком двигателей для SMS стремится стать и Snecma, которая как раз ищет стартового заказчика для своего нового двигателя Silvercrest.
Тем временем Dassault намерена увеличить темпы поставок во второй половине 2009 г. В первом полугодии было поставлено всего 26 самолетов, на 8 меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Эдельстен ожидает, что в 2009 г. к заказчикам уйдут в общей сложности 80 машин. Темпы поставок нарастают в том числе и потому, что после некоторой задержки наконец начались поставки модели Falcon 2000LX.
Однако спад темпов поставок уже отразился на финансовых показателях компании: в первом полугодии выручка Dassault снизилась до 1,38 млрд евро (1,95 млрд долл.) по сравнению с 1,54 млрд евро, зафиксированными по результатам первых 6 месяцев прошлого года. В общей структуре продаж компании доля выручки от продаж деловых самолетов сократилась с прошлогодних 71 до 65%. Чистая прибыль упала примерно на 30%, достигнув 118 млн евро.
Что же касается общей ситуации на рынке деловой авиации, то Dassault отмечает признаки стабилизации — похоже, спад достиг дна. Производитель наблюдает и некоторое оживление на вторичном рынке, хотя цены там остаются низкими.
И все же первые полгода оказались для компании трудными, что отражают результаты консолидированных заказов за первое полугодие. Зафиксировано падение в 1,13 млрд евро, при том что в прошлом году рост составил 2,4 млрд. Как и для всех прочих производителей деловых самолетов, текущий год начался для Dassault с массовых отмен на ранее заказанные машины в силу замедления глобальной экономики и падения популярности бизнес-джетов в США. Сейчас стоимость портфеля заказов Dassault сократилась до 14,6 млрд евро, что примерно на 2,5 млрд меньше, чем шесть месяцев назад, и ниже уровня конца 2007 г. С ликвидностью у Dassault тоже непросто: 1,69 млрд евро в II квартале против 4,1 млрд по результатам I квартала. Одна из главных причин — почти двухмиллиардная сделка по приобретению доли акций в Thales у компании Alcatel Lucent. Dassault теперь владеет 25,9% акций Thales и 20,4%-ным правом голоса. Помимо той сделки, в II квартале было израсходовано еще 500 млн евро — на 200 млн больше, чем в первые три месяца. Чтобы пережить спад спроса на рынке деловой авиации, Dassault во втором полугодии отправила часть персонала в отпуск без содержания.
Тем временем производитель продолжает работу над несколькими крупными проектами в военной сфере. Вот-вот должен решиться вопрос о возможных экспортных заказах на истребитель Rafale. А французское правительство к концу года планирует завершить работу над контрактом по приобретению очередной партии из 60 таких самолетов для национальных вооруженных сил. Из 294 машин, которыми планируется вооружить французские ВВС, 120 уже заказаны, а 75 — поставлены.

Читайте также  Вывод самолета из сваливания: нужно уметь, можно научить